Акварель Живопись гуашью Живопись старинной темперой Живопись современной темперой

Курс лекций техники живописи

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи. Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов. Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Ализариновый крапп-лак

Laque de garance pourpre, écarlate, rouge, cramoisie, d'alizarin. Alizarinlacke.

Открытие способов добывания из антрацена (продукта каменноугольной смолы), ализарина и пурпурина сделало переворот в производстве крапп-лаков, а также и в красильном деле. Искусственные ализарин и пурпурин совершенно тождественны с таковыми же натурального происхождения, между тем они получаются легче в чистом виде, и материал, из которого они добываются, дешевле. Это не могло не отразиться на удешевлении производства дорогих крапповых красок и — что особенно важно — на увеличении их прочности и красоты.

Фабрикация искусственных ализариновых красок, в общем, ведется таким же образом, как и натуральных. Здесь также вырабатываются различные оттенки крапп-лаков, причем прочными получаются не только красные тона, но и фиолетовые. Фиолетовый лак (полученный из ализариновой синей ВВ), испытанный в продолжение 5 лет действием прямых солнечных лучей, изменил свой тон едва заметно. Из обширной скалы крапп-лаков фирмы Лефрана (натурального и искусственного происхождения) ализариновые крапп-лаки, названия которых поставлены в заголовке, выделяются своей интенсивностью и красотой тона; кроме того, как показывают опыты, они превосходят по прочности крапп-лаки натурального происхождения.

Краски „Эйлидо"

Чистые

В смеси

с цинковыми

белилами

В смеси со

свинцовыми

белилами

Красная № 521 (цвета яркой киновари)

не изменилась

сильно изменилась

мало изменилась

Красная № 522 (цвета китайской киновари)

«

«

сильно

изменилась

Тёмно-красная № 523

«

мало изменилась

Желтая лимонная № 500

«

не изменилась

Оранжевая № 506

«

сильно изменилась

не исследована

Малиновая № 524

сильно потемнела

не исследована

Зеленая № 670 (цвета изумрудного)

не изменилась

сильно изменилась

Синяя № 551 (цвета ультрамарин)

не изменилась

Фиолетовая № 554

мало изменилась

Желто-коричневая № 504

выцвела

не исследована

Желто-коричневая № 508

«

не исследована

Желтая № 501

потемнела

не исследована

№ 501

«

не исследована

Краски «Эйлидо»

Под таким названием в 1913 г. был выпущен целый ряд красок для различных способов техники живописи (масло, тем пера и акварель). Краски отличались изумительной силой цвета, превосходящей во много раз обыкновенные краски, и были представлены во всех тонах, образуя самостоятельную палитру (за исключением белил); вместо отдельных названий они носили номера. В кругах специалистов краски «Эйлидо» возбудили большой к себе интерес, но затем вскоре наступило и разочарование в них. Так, по исследованиям Эйбнера, многие из красок «Эйлидо» действительно прочны сами по себе по отношению к свету, но изменяются в смеси с цинковыми белилами. Эта особенность названных красок является, конечно, их крупным недостатком. Тем не менее, нельзя не признать, что производство красок в этом случае сделало еще один большой шаг вперед и что живопись получила ряд новых, очень сильных в цветовом отношении красок, которые могут быть использованы хотя бы в чистом виде.

Испытания, произведенные мною над красками «Эйлидо» светом, дали результаты, указанные выше в таблице.

Из приведенных выше результатов исследования видно, что некоторые из красок «Эйлидо» изменяются не только в смеси с цинковыми белилами, но и со свинцовыми, причем в обоих случаях краски выцветают.

Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств. Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно. Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.
Техника живописи различных мастеров Леонардо да Винчи