Кузмин теоретик эмоционализма Зарождение Абстрактного искусства Психологическая теория цветовой гармонии

Курс лекций техники живописи

Лак даммарный - 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный. Лак копаловый представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.

Светотень. Световой поток, исходящий от источника, падает обыкновенно не на одну, а на множество разнообразных поверхностей, расположенных под разными углами друг к другу и по отношению к лучам света. В результате возникает весьма сложная картина распределения света и теней. Светотень, распределившаяся по поверхности одного предмета, служит основным средством объемно-пространственной моделировки формы. В зависимости от распределения светотени предмет может выглядеть плоскостным или объемным. Основным при корректировке лица в декоративной косметике является знание местоположение теней и света на «идеальном» лице и умение при сравнении с тенями и светом на модели их исправления.

Зону света образует та часть предмета, которой достигают лучи света, идущие непосредственно от источника, а противоположная ей зона тени освещается только отраженными лучами. Однако отраженный свет – это часть падающего света. Светлота как освещенной, так и отраженной частей зависит от того, под каким углом падают на поверхность лучи света. Если лучи падают под прямым углом, то в этом месте на предмете образуется БЛИК, подобно тому, что на затемненной поверхности образуется РЕФЛЕКС.

Свет, тень, блик и рефлекс на объемной поверхности, а на теле и лице человека нет ни одной прямой линии или плоскости, располагаются симметрично относительно зоны, называемой ПОЛУТЕНЬЮ. Самое светлое место на свету – блик, а в тени – рефлекс. Выраженность блика и рефлекса зависит от фактуры поверхности: более гладкая и блестящая поверхность делает их резко очерченными, шероховатая заметно уменьшает их ясность. ПОЛУТЕНЬ включает в себя пограничные участки зон света и тени и является той частью поверхности, которая дает наиболее верную информацию о светлоте и цвете предмета. Нельзя злоупотреблять бликами (особенно важно это становится при нанесении макияжа или подборе одежды женщин элегантного возраста). Пока соблюдается чувство меры блик служит одним из важнейших средств, передающих объем, но когда им злоупотребляют, он становится назойливым и пестрит.

Светотень прекрасно передает объем.

 Освещеность и яркость. Освещенность характеризуется величиной светового потока, приходящейся на единицу площади поверхности.

Яркость находится в зависимости от освещенности и определяется количеством света, отражаемого от поверхности. Известно, что ни одна поверхность не отражает все 100% падающего на нее света.

Освещенность влияет не только на восприятие светлоты, но и на восприятие цвета. При более сильной освещенности выигрывает красный цвет и его оттенки, они становятся ярче, а при слабой освещенности - синий. Это важно помнить визажисту: дневной макияж требует теплых тонов, а вечерний – холодных.

 Отражение света поверхностью. Лучи, падающие на поверхность, могут отражаться от нее, проходить насквозь или поглощаться. В зависимости от этого различают поверхности блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные, черные и белые. Поверхность, которая поглощает значительно больше световых лучей, чем отражает и пропускает (для простоты понимания будем считать, что все лучи поглощаются), воспринимается как черная, а та, которая большую часть света отражает (полностью отражает), видится как белая. Если большинство лучей проходит через слой вещества (полностью проходит), то оно прозрачное.

Отражение световых лучей от поверхности подчиняется закону, открытому Ньютоном, - угол падения луча равен углу отражения независимо от природы материала и длины световой волны. Падающий световой поток, состоящий из параллельных лучей, отражаясь от гладкой поверхности, тоже будет состоять из параллельных лучей, и казаться как бы исходящим от этой поверхности. Поверхность, отражающая таким образом свет, будет называться блестящей.

Тела шероховатые отражают по такому же закону, что и блестящие. Однако их поверхность состоит из множества мелких поверхностей, расположенных под разными углами, свет, отражаясь от них в разных направлениях, рассеивается. Это еще называется диффузным рассеянием света. Эти поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по светлоте, не имеют бликов и называются матовыми.

 Индивидуальные способности сочетания рассеивания и прямого отражения света данной поверхностью определяют ее характер, фактуру. Мы можем сказать металлический, алмазный, стеклянный, фарфоровый и т.д. блеск, разделяя их по едва уловимым признакам, которые почти не поддаются словесному определению.

Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи г более медленно, чем лака мастичного. Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном. Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.
Техника живописи различных мастеров Итальянская фреска