Кузмин теоретик эмоционализма Зарождение Абстрактного искусства Психологическая теория цветовой гармонии

Курс лекций техники живописи

Обрабатывают льняное масло и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посулу наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды ,и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

Радужная оболочка пигментирована, в ней встречается широкий набор цветов. Окрашенный пигмент создает «цвет глаз личности», представляющий особый интерес для поэтов, влюбленных, генетиков и визажистов. А главная задача цвета радужки состоит в том, чтобы быть достаточно светонепроницаемой и служить эффективной преградой перед хрусталиком. Глаза, лишенные пигмента (альбинизм) плохо приспособлены к яркому свету.

 Зрачок не имеет никакой структуры, это отверстие, образованное радужной оболочкой, через которое свет проходит к хрусталику, а затем к сетчатке уже в качестве изображения.

 Название сетчатки, происходит от слова «сеть» или «паутина» и объясняется наличием густой сети кровеносных сосудов, которые ее покрывают. Сетчатка – это тонкий слой взаимосвязанных нервных клеток, светочувствительных колбочек и палочек, которые превращают свет в электрическое импульсы – язык нервной системы. Сетчатку часто рассматривают как «вынесенную наружу часть головного мозга». Она является специализированной частью мозговой коры, содержит типичные мозговые клетки, расположенные между фоторецепторами и зрительным нервом, которые модифицируют электрическую активность, идущую от фоторецепторов. Таким образом, процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга.

 Физические основы учения о свете. Свет – определенная область электромагнитных излучений. Человеческий глаз принимает только часть этого излучения – видимое излучение, которое вызывает физиологическое восприятие света. Свет – это по определению то, что мы можем видеть. Свет состоит из частиц, называемых фотонами, каждую из которых можно рассматривать как пакет электромагнитных волн. Расстояние между гребнями волн называют длиной волны, оно измеримо, но чрезвычайно мало. Наши глаза могут воспринимать электромагнитные волны длиной от 400 до 700 нм. Число колебаний волны в секунду называется частотой. Амплитуда волн, т.е. максимальный размах колебания, определяет интенсивность светового излучения. Обычно попадающий в наши глаза свет состоит из сравнительно однородной смеси лучей с различными длинами волн; такую смесь называют белым светом.

 Свет распространяется прямолинейно и равномерно во все стороны. Скорость света в безвоздушном пространстве примерно 300 000 км в сек, в воде – 225 000, в стекле – 200000.

 Свет состоит из бесконечного множества световых лучей. Световой луч – это наименьшая часть светового потока. Световые лучи образуют световые пучки. Световые пучки могут быть с параллельными или расходящимися лучами, а диффузный свет – состоит из рассеивающихся лучей. Например, из-за большого расстояния солнечный свет, попадающий к нам через окно, распространяется параллельно, свет от электрической лампы освещает нас расходящимися лучами, а от белой бумаги свет отражается диффузно.

 Светотехнические характеристики. В повседневной жизни свет оценивается нами всегда очень приблизительно и только с количественной стороны: темнее, светлее, очень темно, светло и т.п. Но, подобно тому, как любое природное тело мы можем измерять или в линейных единицах, определяя его габариты, или в единицах кубических, выражая его объем, так и при характеристике света можно подходить к его оценке с разных сторон. Если нужна количественная сторона, т.е. определить, сколько света он посылает в том или ином направлении, то говорят о силе света, а если нужно определить, как он распространяется по поверхности, то говорят об освещенности, а когда говорят о действии, которое свет производит на глаз, - о его яркости или светлоте. Все эти величины вытекают из представления о световом потоке, которое является основополагающим для характеристики этих величин. Проблемой выяснения закономерности измерения силы света, возможностью сравнивать и измерять свет занимался еще Леонардо да Винчи. «Если поместить сильный свет на расстоянии от неосвещенного предмета, а слабый свет – вблизи его, то окажется, что можно сделать так, что это тело будет либо одинаково темным, либо одинаково светлым». Между словами «сила света», «светлота», «тон», «яркость», «освещенность» много общего, но разобраться в каждом из них стоит.

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый. Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.
Техника живописи различных мастеров Итальянская фреска