Кузмин теоретик эмоционализма Зарождение Абстрактного искусства Психологическая теория цветовой гармонии

Курс лекций техники живописи

Обрабатывают льняное масло и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посулу наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды ,и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

Содержание предмета, а в нашем случае это человек, представляет нечто большее, чем просто внешнее очертание. Не случайно говорят, что всякий облик есть форма некоторого содержания.

 Фигура и фон. Для создания приятного для наблюдателя образа, необходимо помнить, что мы постоянно имеем дело с фигурой или «пятном» на фоне.

 Поверхность, заключенная в пределах определенных границ, приобретает статус фигуры, тогда как окружающая ее поверхность рассматривается как фон. Поверхность, обладающая меньшей площадью, тоже часто становится фигурой. Важными факторами, оказывающими влияние на феномен фон – фигура, являются текстура, цвет, расположение, объем. Например, части, расположенные внизу, имеют тенденцию быть ближе к зрителю, т.е. имеют больший вес, а значит, чаще всего оказываются «фигурой» на более легком фоне.. Это же относится и к цвету: коротковолновые (холодные) цвета, находясь «дальше» от объекта, чем длинноволновые (теплые), прежде всего красный, чаще смотрятся фоном, чем фигурой. Выпуклости обычно воспринимаются фигурами, а вогнутости – фоном.

Глаз. Свет – один из существенных элементов жизни – условие для наиболее активной деятельности. Свет – это один из наиболее впечатляющих источников наших ощущений.

 Физики утверждают, что свет, который нас окружает заимствован. Свет, освещающий небо, послан через темную Вселенную на темную Землю с расстояния в 150 миллионов километров.

 Почти все живущее на Земле чувствительно к свету. Первые простейшие глаза реагировали только на свет и изменение интенсивности света. Восприятие формы и цвета предполагают более сложное строение глаз, способных к формированию образов и мозг, достаточно развитый, чтобы интегрировать нервные сигналы от оптических образов на сетчатке. У высших животных есть клетки – рецепторы чувствительные к цвету (иногда они располагаются по всему телу, как у земляного червя). Наши глаза – типичные глаза позвоночных: не самые сложные и не самые высокоорганизованные, но зато в дополнение к ним мы имеем самый совершенный в животном мире мозг.

 Каждая часть глаза и даже его ткани являются в высшей степени специализированным образованием.

 Роговица – особая ткань, не снабжающаяся кровью; ткань роговицы получает питание не с помощью кровеносных сосудов, а непосредственно из жидкой среды глаза. Вследствие этого роговица достаточно изолирована от остального тела глаза. Именно благодаря этому счастливому обстоятельству возможна пересадка роговицы от одного человека другому в случае ее помутнения. Подобной системой особо организованных структур, полностью изолированных от кровеносных сосудов является и хрусталик.

 Роговица преломляет свет, создавая возможность формированию изображения. В глазу непрерывно выделяется и всасывается водянистая жидкость, которая обновляется приблизительно каждые четыре часа. Каждое глазное яблоко снабжено шестью внешними мышцами, которые поддерживают его в орбите в определенном положении и позволяют поворачиваться вслед за движущимся объектом.

 Глаза работают совместно. Помимо внешних глазных мышц имеются также мышцы внутри глазного яблока. Радужная оболочка представляет собой кольцеобразную мышцу, создающую зрачок, через который свет проникает в хрусталик, расположенный непосредственно позади зрачка. Эта мышца регулирует поток света и дает возможность увидеть близко расположенные предметы. Другая мышца управляет фокусировкой хрусталика.

 Хрусталик, меняя свою кривизну, позволяет видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от глаза. Оказывается развитие хрусталика идет от центра, клетки добавляются в течение всей жизни, хотя этот процесс с возрастом замедляется. Центр хрусталика является, таким образом, самой старой его частью, с годами клетки все больше отделяются от кровеносной системы, и постепенно отмирают. Хрусталик становится неэластичным, плохо меняет свою форму при взгляде на различные расстояния и наше зрение постепенно ухудшается.

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый. Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.
Техника живописи различных мастеров Итальянская фреска