Кузмин теоретик эмоционализма Зарождение Абстрактного искусства Психологическая теория цветовой гармонии

Курс лекций техники живописи

Обрабатывают льняное масло и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посулу наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды ,и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

А в воздухе витают: фрейдисткие идеи, коллективное бессознательное Юнга, фр. экзистенцализм. Ротко не увлекался серьезно ни одним из этих течении.

Из Европы, бегут от 2 мировой воны художники-сюрреалисты и мифотворцы : Макс Эрнст, С. Дали, Андре Масон, Марк Шагал. В такой динамичной атмосфере складывается школа абстрактного экспрессионизма – Нью-Йоркская школа (Джексон Полок, Уильям де Куннинг, Арчил Горки, Ганс Хоффман, Клиффорд Стилл, Роберт Мозервелл, Адольф Готтлиб, Марк Ротко). Всех их объединяет стремление обнаружить первоистоки творчества и трагедии человеческого существования в самих себе – в темных глубинах собственного подсознания.

В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам.

К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета. Ротко определяет свою сверхзадачу, как создание некоего образа, который заключал бы в себе универсальную формулу «драма человечества». Ему приходится преодолеть изобразительность. «Развитие художника должно быть направлено к ясности – к ликвидации всех преград, стоящих между художником и идеей, между идеей и зрителем» (ту же задачу решает и Полок). И начинается процесс «редукции» средств выражения, т.е. очищение живописного пространства картины от элементов реальности.

Сам Ротко возражал, когда на его работы смотрели как на абстракцию, считал свою живопись реалистичной. Главным для Ротко было содержание. Боялся, что не так поймут, редко выставлялся в групповых выставках, требуя для своих работ особого размещения, освещения прочее.

Последний заказ, исполненный художником, это работы для Капеллы в Хьюстоне. Считается, что именно там и нужно смотреть картины этого художника..

(Капелла Ротко г.Хьюстон, штат Техас)

Виллем де Кунинг (1904-1997) Начал нащупывать собственную стилистику на рубеже 1930–1940-х годов, когда оформился характерный для него мотив одинокой фигуры, превратившейся в своеобразный живописный тотем. Писал и чисто абстрактные лирические композиции, используя – в целях экономии краски – лишь черные и белые малярные лаки («Свет в августе», названный по одноименному роману У.Фолкнера, 1946, частное собрание, США); позднее вводил импульсивные всплески цвета (Раскоп, 1950, Художественный институт, Чикаго). Его шедеврами были признаны «фигуративные абстракции» первой половины 1950-х годов, составившие серию «женщин» (Женщина I, 1950–1952, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «М.Монро» и др.); из хаоса крупных, энергичных мазков-«ударов» здесь нарождаются яростные сгустки невротических мужских комплексов по поводу иного пола.

С 1963 жил в Ист-Хэмптоне (на Лонг-Айленде). Продолжал серию «женщин», но все большее значение уделял чисто пейзажным мотивам, преобразуя их почти до полной беспредметности. Его поздняя красочная кладка – на фоне прежней агрессивной резкости – значительно смягчилась, став более декоративной («Две фигуры на фоне пейзажа», 1967, Городской музей, Амстердам). В последние его десятилетия творческие возможности мастера были скованы болезнью Альцгеймера.

(«Смешение», «Абстракция»)

В живописи 60-х от этого периода остается наименее агрессивная, статичная форма – минимализм. Основатель американской геометрической абстракции Барнет Ньюмен и в еще более очевидной форме А.Либерман, А.Хельд, К.Ноланд, так же как несколько раньше Б.Диллер, успешно развивают идеи неопластицизма и супрематизма.

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый. Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.
Техника живописи различных мастеров Итальянская фреска