Кузмин теоретик эмоционализма Зарождение Абстрактного искусства Психологическая теория цветовой гармонии

Курс лекций техники живописи

Обрабатывают льняное масло и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посулу наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды ,и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

В США подъем абстракционизма начинается уже в середине 1940-х. Первыми заметными фигурами в это время, кроме ученика П.Мондриана Дж.Поллока, были Б.Диллер, М.Тобей, Б.У.Томлин, Арчил.Горки. Среди тех, чье творчество позднее оказало влияние на европейскую живопись, – Б.Ньюмен, М.Ротко, Ф.Клин, Р.Раушенберг, У.Кунинг, А.Рейнхардт.

В начале 50-х в нью-йоркской галерее Бетти Парсон, где в конце 40-х впервые были выставлены работы Ганса Хофмана и Дж. Поллока, появляются новые имена – Барнет Ньюмен и Роберт Раушенберг.

Стилистика американской абстракции 50-х годов отличается прямолинейным геометризмом: Б.Диллер, А.Рейнхардт, У.Кунинг, Ф.Клин, М.Ротко, Б.Ньюмен, Р.Раушенберг (исключение – А.Горки, отчасти М.Тобей и А.Готлиб). Эта стилистика связана с нью-йоркской школой, внезапно приобретающей международную известность.

При отчетливом различии направлений и индивидуальных манер американская живопись 50-х демонстрирует ясность, определенность, однозначность, уверенность. Иногда – с некоторой избыточностью – принимающей агрессивный характер. Художники этого поколения знают, чего хотят, уверены в себе, жестко утверждают свое право на самовыражение.

Искусство США 60-х – это взрыв инноваций и окончательное признание музеями различных нетрадиционных явлений, появившихся в 50-е.

Знаменитая нью-йоркская школа живописи, ставшая в 50-х высшим авторитетом в своей области, началась с обращения к абстракции ее зачинателей: Дж. Поллока, М.Ротко, У.Кунинга.

Джексон Полок (1912-1956). (ТАШИЗМ) Учился в Лос-Анджелесе в Высшей школе прикладного искусства (1925—29) и в Нью-Йорке в Художественной студенческой лиге (1929—31) у Т. Х. Бентона.

Так же попадает под влияние теософского учения Е.П. Блаватской. Позже увлекается фрейдизмом и теорией коллективного, бессознательного К. Юнга.

1930-ые – мрачноватые пейзажи, фигурные и полу-абстрактные композиции – сильное влияние мексиканского искусства и сюрреалистов.

После 1940 обратился к абстрактному искусству, став одним из лидеров его "тихоокеанской школы".

В 1943 году коллекционер (ша) Пеги заказывает по совету П.Мондриана панно Поллоку для своего музея. Работа над этим панно стала поворотным моментом  для Поллока он обрел свой стиль («Фреска», 1943)

 Произведения П. являются крайним выражением иррационализма и принципа "спонтанного формотворчества" т. н. абстрактного экспрессионизма. В рамках американского абстракционизма была развита так называемая “бесформенная живопись” Джексона Полока, который считал процесс творчества самоценным, а результат не важным, имевшим смысл только как воспоминание о творческом процессе, оставшееся на полотне. Возвращаясь к первобытному синкретизму, Полок трансформировал живопись в священный танец художника. Полoк вешал полотно на стену или клал его на пол, “совершая” вокруг него некий шаманский обряд, художник, по его словам, “входил внутрь живописи”. Он выработал технику получившую название дриппинг (dripp – капать, кропить) или ташизма ( от фр. tashe – пятно) которая состояла в разбрызгивании красок из банки.

Всю жизнь хотел превзойти Пикассо. Удалось, один из критиков ему в этом помог, назвав в своей статье Пикассо вроде послушного школьника по сравнению с Поллоком.

(«Фреска» 1943, «Осенний ритм №30», «Волнистые линии», «Эхо №25», «Пасха и тотем», 1953)

Марк Ротко (Марк Яковлевич Роткевич) (1903-1970) родился в Двинске, в России (ныне Даугавпилс, Латвия), в 10 лет эмигрировал вместе с семьей в Новый Свет.

Учится в Принстонском университете (изучает математику). В 1920-х знакомится с Максом Вебером – пионером модернизма в американской живописи, становится его учеником.

1930-ые – пишет в манере социального реализма (нью-йоркосе метро, городские типы, обнаженные).

Сочувствует большевисткой революции. Но после 2 Мировой войны, когда Америка и СССР выступают единым фронтом против общего врага, приходит к убеждению, что причины трагедии, переживаемой человечеством, следует искать не в социальных условиях жизни – они коренятся в самих истоках человеческого бытия. Древние мифы и религии говорят об этом, и задача художника – проникнуть в их сокровенный смысл. И с 1940-х годов на смену социалистическом реализму приходит период мифотворчества.

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле. Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый. Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.
Техника живописи различных мастеров Итальянская фреска