Кузмин теоретик эмоционализма Зарождение Абстрактного искусства Психологическая теория цветовой гармонии

Курс лекций техники живописи

Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным. Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми. Уплотненные масла № 1 и № 2 следует также рекомендовать при составлении "тройника", состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, уплотненного масла и пинена для разжижения смеси. Уплотненные масла применяют и для протирки прожухшей живописи, нанося его тонким слоем на поверхность живописного слоя.

1910 г. – переломный. Оформляется теоретическое произведение Кандинского «О духовном в искусстве», появляются первые полу-абстрактные работы и «Абстрактная акварель». В картине «Озеро» (1910) сосуществуют предметный и беспредметный метод.

«Композиция №6» и «Композиция №7» (1913). Абстрактные полотна большого размера, яркая колористическая система. Мастеру удалось перенести беспредметное искусство в живопись, и при этом сохранить пространственные характеристики, не уйти в плоскостный декоративизм. Ему удалось создать цельный завершенный образ, притом, что каждый мотив доведен им до катастрофы, взрыва.

Теоретики абстракционизма выводят путь абстрактной живописи от Сезанна через кубизм. Именно такой путь - от изобразительности через "идеальную реальность" так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности - прошел один из основоположников "неопластицизма" нидерландский живописец Пит Мондриан (Питер Корнелис) (1872-1944), (НЕОПЛАСТИЦИЗМ)

который считал, что "чистая пластика создает чистую реальность".

(1900-1906) пишет еще реалистичные пейзажи.

1909 – перелом, знакомится с теософией, становится членом Теософского общества, основанного Еленой Петровной Блаватской. (Мондриан говорил, что все взял из книги Блаватской «Тайная доктрина»).

В теософских трактатах Блаватской:…все религии лишь разные лики одной истины, разные отражения единого космоса, в основе которого установленный порядок. Космос – яйцо (овал), нет верха и низа, все пронизано универсальными энергиями и любой материальный факт представляет собой лишь символ неких духовных значений. Понять значения – значит понять природу мироздании и смысл существования человека в нем. Рассматривалась связь материального и духовного и разрабатывалась система символики, распространяемая, по сути, на все элементы реального (горизонтальная линия – женское+пассивное=негативное, вертикаль – мужноское+активное=позитивное, их пересечение крест – универсальный символ, посредством которого можно выразить саму сущность космоса).

В 10-е годы Мондриан был связан с кубизмом, правда, доведя его принципы до простого черчения на плоскости.

После 1911 года Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1912–1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.

На родине, в Голландии, у Мондриана появляется группа последователей, объединившихся  вокруг журнала "Стиль". Программа журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. Мондриан был буквально одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом "Стиль", когда тот ввел в 1924 году как компонент выразительного языка угол в 45 градусов.

Приблизительно с 1918 года Мондpиан пытается отказаться от любых следов “случайности и неправильности” в своих картинах. Исчезают криволинейные фигуры, переходы цвета, следы движения живой человеческой руки. Художник считает, что высокое искусство должно быть не голосом человека, а голосом чистой Духовности.

Мондриан считал, что визуализация высоты чистого духа дается философским и логическим знанием, в отличие от Кандинского, который рисовал эмоциональную гармонию интуитивно, по велению души. Мондриан ищет форму, которая должна быть неизменна по сути, поэтому эксперименты идут с квадратами. Мондриан стремился к изображению высокого мира через логику, желтый, красный, синий, черный и белый – основные цвета, которые нельзя разложить, т.е. так же неизменное с его т.з.

В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма. 

Произведения Мондриана оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

Для высветления льняного масла пользуются весенними и летними месяцами, когда наиболее активны солнечные лучи. Льняное масло наливают в широкогорлую банку из прозрачного стекла и закрывают крышкой или стеклом. Масло ставят к окну на длительный срок, 1-2 года. При этом, чем ДОЛЬШЕ: масло выстаивается, тем оно лучше по своим качествам. В результате отстаивания масло становится густым, н для применения в живописи его разбавляют пиненом.
Техника живописи различных мастеров Итальянская фреска