Техника живописи Киноварь Искусственный  ультрамарин Слоновая кость

Курс лекций техники живописи

Пастель, по существу, представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессованные пиг­мент, каолин, бланфикс, мел, часов-ярская глина, белая сажа. Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которые в живописи невозможно никакими дру­гими материалами. Пастель очень плохо удерживается на бумаге, даже при незначительных толчках она осыпается, Поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге (например, фильтровальной). Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют фиксативы-закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику.

Смесь кобальтовой синей и парижской лазури идет в продажу под названием краски цианин.

Приготовление синего кобальта ведется различно. По способу Тенара водная фосфорнокобальтовая соль смешивается со свежеосажденным глиноземом; смесь высушивается и подвергается в тигле вишнево-красному калению, под влиянием которого соли глинозема и кобальта обезвоживаются и вступают между собой в химическое соединение.

Распознавание. Едкие щелочи не действуют на краску. К действию кислот она значительно более устойчива, нежели ультрамарин.

Зеленый кобальт

Риннманова зелень. Vert de cobalt. Kobaltgrün, Rinnmans grün. Cobalt green.

Имеет очень красивый цвет, оттенки которого различны; темные из них прозрачны.

Химический состав краски — соединение окиси цинка с закисью кобальта.

Приготовление краски ведется таким образом: азотнокобальтовая соль (не содержащая солей железа) растворяется в самом малом количестве воды и сюда прибавляются затем цинковые белила (безупречной чистоты); образовавшуюся массу высушивают и подвергают тёмно-красному калению, после чего измельчают в порошок. От пропорции взятых составных элементов зависят разнообразные оттенки краски. В позднейшем способе гидраты окиси цинка и кобальта смешиваются с водой, высушиваются и прокаливаются.

Риннманова зелень имеет среднюю кроющую силу, масла берет сравнительно много и сохнет хорошо. Применима во всех способах живописи.

Прокаливанием хромовой окиси, глинозема и закиси кобальта получается краска, носящая название Grünblauoxyd, которая, подобно зеленому кобальту, обладает большой прочностью.

Распознавание. С концентрированной соляной кислотой (при нагревании) образуется раствор с розовой окраской. При обыкновенной температуре разведенные кислоты и щелочи на краску не действуют.

Церулеум

Целин. Bleu coeruleum. Cölinblau, Cöruleum. Cerulean blue.

Краска светло-голубого цвета с зеленоватым оттенком. По химическому составу близка синему кобальту (глинозем заменен в ней окисью олова).

Пригодна во всех способах живописи.

Тушь широко применяется при рисовании пером или кистью. Изготовляют тушь из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара, поверхностно-активного вещества - желчи и антисептика. Кроме жидкой, тушь выпускается в виде палочек, но тогда она содержит еще каолин. Главной особенностью туши является глубокий черный цвет, какого не знает акварель. Выпускается также цветная тушь на органических красителях. Цветная тушь может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится трехкратным объемом воды. Так как работа тушью близка к технике работы акварелью, то иногда некоторые художники работают смешанной техникой, соединяя тушь с акварелью и другими материалами, применяемыми в рисунке.
Техника живописи различных мастеров Джорджоне и Тициан