Стенная декоративная живопись Темпера на цельном яйце Итальянская фреска Живопись по твердой штукатурке

Курс лекций техники живописи

Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом (Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества непредельных жирных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода). Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет. Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.

Во всех остальных деталях техники необходимо придерживаться и в этом способе фресковой живописи тех же правил, которые указаны при описании первого метода.

Два описанных типичных способа живописи истинной фреской могут быть, конечно, комбинированы при желании в одном и том же произведении, что уже зависит всецело от усмотрения фрескиста.

Кисти, применяющиеся во фресковой живописи по сырой штукатурке, должны обладать мягкостью и длинным волосом. Хороши здесь щетинные кисти, богатые волосом, а также из коровьей шерсти с острым концом и все другие виды кистей, имеющие упругий и мягкий волос.

Отличительными, характерными признаками истинной фрески, как было уже указано, являются прорези в штукатурке, получающиеся при переводе рисунка на стену, и соединительные линии, т. е. линии спая частей штукатурки, записанных художником в один день. Однако при распознавании фрески не следует забывать того, что фреска, написанная в один день, т. е. в один прием, соединительных линий не имеет и что в подлинной фреске прорези могут отсутствовать в том случае, если рисунок был переведен на стену иным путем (например, «припорохом») или же был сделан прямо на стене, как то практиковалось нередко. Кроме того, наличность прорезей и соединительных линий часто не позволяет еще отнести произведение к фреске, так как при записывании фрески темперой прорези и соединительные  линии остаются видимыми вполне ясно.

В русских церковных росписях XVI—XVII веков присутствие прорезей в штукатурке не всегда указывает даже на подмалевок фреской. Рисунок в них переводился и прочерчивался на стене отчасти по традиции, отчасти вследствие удобства, которое представляет подобный рисунок, а затем по высохшей стене живопись выполнялась темперой. Примером тому может служить роспись московского Успенского собора, исполненная в XVII веке яичной темперой и позднее записанная масляной краской. Исследуя ее, я нашел под слоем масляных красок, снятых мною с помощью хлороформа, тонкий слой более красивой и стильной живописи, исполненной темперой, которая снималась дочиста нашатырным спиртом, и обнаружила белого цвета известковый «левкас», имевший прорези, но не имевший следов фрескового подмалевка.

Лучшим способом определения истинной фрески является, разумеется, химический анализ связующего вещества красок живописи. При пробе фрески кислотой (обыкновенно соляной) наблюдается мгновенное разложение углекислой извести, связующей краски фрески, с выделением углекислоты, сопровождающимся шипением. Клеевая живопись и темпера не реагируют, таким образом, на пробу кислотой, если известь, служащая грунтом краскам, плотно закрыта последним.

Ретушь фрески

Микеланджело, выполнивший роспись Сикстинской капеллы в Ватикане чистой фреской («buon fresco»), так говорит о ней:

«Фреска есть самый трудный и самый мужественный из всех родов живописи. Она является пробным камнем для художника».

И на самом деле, живопись фреской требует от исполнителя ее быстроты, решительности, известного мастерства, самодисциплины, даже смелости и отваги, а потому является прекрасной школой для живописца. Не всегда, однако, даже мастера стенной живописи обладали всеми названными выше качествами; вот почему вопрос исправления неудачных мест в живописи фреской возникал сам собой во все почти времена, послужив основанием в старину для разработки специальной системы живописи, заключавшейся в соединении фрески с темперой, традиции которой долго держались как в итальянской, так и в византийской фреске.

Следует ли, однако, ретушировать неудавшиеся места фрески? Вопрос этот не только затрагивает техническую сторону дела, но и эстетическую.

Фреска, подобно прочим способам живописи, имеет своеобразную красоту тона, вытекающую из ее материалов и способов их применения, и только ей свойственную фактуру, подменить которую красками другого состава не представляется возможным. Исправляя неудавшиеся места фрески посторонними, чуждыми ей материалами, нельзя не нарушить фактурной целостности произведения, которое вследствие этого утрачивает и значительную долю своей красоты.

Растительные масла состоят в основном из глицеридов жирных кислот (94-98%), небольшого количества свободных насыщенных и ненасыщенных жирных кислот (1<-2%), неомыляющихся веществ (0,5-1 %) и белковых веществ (0,5%). Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них ненасыщенные жирные кислоты.
Техника живописи различных мастеров Стенная декоративная живопись