Stellar Monarch
Стенная декоративная живопись Темпера на цельном яйце Итальянская фреска Живопись по твердой штукатурке

Курс лекций техники живописи

Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом (Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества непредельных жирных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода). Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет. Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.

Разрезая на части кальку, снятую с картона, нужно заботиться о том, чтобы линии разреза в живописи были мало заметны. Обрезывают обыкновенно по контурам или в тенях, за исключением голов и фигур, которые не режутся по внешним контурам, а всегда отступя от них, т. е. таким образом, чтобы захватить часть фона, в противном случае в живописи получилась бы неприятная «вырезанность» контуров изображения.

Окончив дневную работу, живописец тщательно обрезает незаписанные и неоконченные места штукатурки, делая срез ее несколько наискось к плоскости картины, чтобы легче и прочнее соединить написанное с дальнейшей работой. В дальнейшем перед нанесением интонако нижняя штукатурка, если она не является свежею, обильно и заблаговременно смачивается водой, причем водой смачиваются также и края живописи, ввиду этого вода должна быть безусловно чистой, пропущенной через фильтр. Интонако наносится таким образом, что между ним и краями живописи остается небольшой промежуток, который заделывается в конце работы, дабы подготовка в спаях штукатурки не высохла слишком скоро. В местах соединения свежей штукатурки со старой первая хорошо прижимается, следствием чего является некоторое углубление, которое образует на плоскости картины так называемые «соединительные линии», являющиеся характерным признаком этого способа живописи.

Тонко и незаметно приделать новый слой интонако к уже лежащему слою не представляет больших затруднений, но если не придавить его в местах соединения со старым, то он не будет иметь в них однородной прочности. По соединительным линиям можно определить, во сколько приемов исполнена фреска.

При правильном ходе дела живопись окончательно высыхает только через много дней, но работать по сырой штукатурке можно один лишь день; всякие ухищрения, рекомендуемые некоторыми авторами для работы и на второй день, по тому же месту, совершенно, не заслуживают внимания, так как они лишь вредят делу.

Когда в оконченном произведении какая-либо часть его не удовлетворяет автора, ее можно вырезать и, вставив свежую часть штукатурки, снова записать ее,

Если хотят дать больше связи краскам, то мешают их не с простой водой, а с известковой или баритовой, которой стали пользоваться лишь в позднейшее время. Окись бария, подобно извести (окиси кальция), растворяется в воде, получающей при этом более склеивающие способности, чем известковая вода. Для получения баритовой воды 20 граммов окиси бария растворяют в 100 граммах дистиллированной воды. Использование во фресковой живописи известковой и баритовой воды в оптическом отношении очень разнится от примеси к краскам известкового молока и теста извести для лучшего их закрепления. Последние добавки к краскам заставляют их сильно светлеть при высыхании.

Второй способ живописи фреской по существу своему значительно отличается от первого, описанного выше. Связующим веществом красок в нем является не только известь, заключающаяся в интонако, но и активная известь, примешиваемая к краскам, которая служит вместе с тем белилами. Вот почему этому способу живописи свойственна в некоторых отношениях большая свобода выполнения и до, известной степени большая прочность, так как краски в этом случае наносятся более толстым слоем и лучше закрепляются. Здесь не приходится опасаться того, что краски не зафиксируются, и потому их можно наносить густо.

Чем гуще нанесены краски, тем дольше они остаются подвижными и тем дольше является возможность стушевывать соседние тона, но злоупотреблять пастозностью письма, однако, не желательно, так как прочность живописи при этом уменьшается.

В оптическом отношении второй способ фрески также отличается от первого. Вследствие подмешивания извести во все краски, не исключая и темных, живопись второго способа получается по виду гуашной, белесоватой по тону; если первый способ близок по своим эффектам акварели, то второй — гуаши; в первом случае наблюдаются прозрачность и глубина красок, во втором же — корпусность и мучнистость. Высветление красок при высыхании здесь значительно более сильно, чем в первом способе.

Описываемый способ, впрочем, допускает и лессировки, которые значительно увеличивают силу и прозрачность красок, но они наносятся, разумеется, только под конец работы.

Чтобы достичь здесь лучших результатов, необходимо составлять все тона, наиболее существенные, заранее разложив свое произведение на основные важнейшие тона, для пробы которых служат куски умбры (краски) и гипса, имеющие способность быстро поглощать воду из водяных красок (клеевых и т. п.) и таким образом придавать пробе вид, близкий высохшей краске.

Арменини в своем трактате о правилах живописи сообщает, что мастера фрески его времени (работавшие, по-видимому, описываемым способом) писали тело только тремя тонами с полной законченностью. Сначала все тело проходилось средним тоном, затем вторым тоном прокладывались света, которые стушевывались с первой прокладкой и, наконец, третьим тоном таким же образом наносились тени. Вазари, говоря о живописце Джорджоне да Кастельфранко, также обращает внимание на то, что он писал тело всего четырьмя красками.

Краски разводятся в горшках, стаканчиках и т. п., причем следует иметь каждого тона в достаточном количестве. Употребление палитры в этом способе живописи фреской неприменимо, тем более при больших плоскостях, подлежащих покрытию; старинные произведения итальянской фрески созданы без палитры, употребление которой началось уже позднее.

Растительные масла состоят в основном из глицеридов жирных кислот (94-98%), небольшого количества свободных насыщенных и ненасыщенных жирных кислот (1<-2%), неомыляющихся веществ (0,5-1 %) и белковых веществ (0,5%). Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них ненасыщенные жирные кислоты.
Техника живописи различных мастеров Стенная декоративная живопись