Стенная декоративная живопись Темпера на цельном яйце Итальянская фреска Живопись по твердой штукатурке

Курс лекций техники живописи

Окончательное же высыхание масляной живописи наступает фактически через несколько лет. Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи, а также во избежание прожухания красок. Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента. Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.

Обычный же метод старинной фресковой живописи, которым пользовалось, по-видимому, большинство итальянских художников, Ченнини описывает так:

«...но ты придерживайся способа, который я укажу тебе, как давать колера телу. Джотто ведь, большой мастер, придерживался его... Прежде всего возьми горшочек и положи в него немного белой санджиованни и почти столько же светлой чинабрезе]. Разведя их жиденько чистой водой, бери мягкой кистью, хорошо отожми ее пальцами и, приступая к лицу, после того как ты его проработал зеленой землей, — тронь этой розовой краской губы и щеки. Мой учитель имел обыкновение делать щеки более розовыми к ушам, чем к носу, потому, что это увеличивает рельеф лица и стушевывает эти округлости с окружающим. Затем возьми три горшочка, в которых составишь три телесных колера так, чтобы самый темный был наполовину светлей, чем розовая краска, а другие два — один светлее другого. Сначала бери горшочек с более светлым колером и мягкой подрезанной щетинной кистью захвати этого колера, отожми пальцем кисть и проходи по всем выпуклым местам лица. Потом бери горшочек со средним телесным колером и проходи все полутоны лица, рук, ног и туловища, если ты пишешь нагое тело. Возьми потом горшочек с третьим телесным колером и проходи по краю теней таким образом, чтобы упомянутая зеленая земля не потеряла своего значения. И таким образом проходи несколько раз по лицу, стушевывая один колер с другим, чтобы хорошо были разложены краски, согласно с тем, как бывает в натуре. Смотри, если ты хочешь, чтобы твоя работа была свежей, делай так, чтобы твоя кисть с мастерством справилась с каждым колером лица, нежно объединив их. Но если бы ты видел, как работают, и практиковал бы руку, ты был бы больше обучен, чем когда видишь это написанным. Когда все колеры тела положены, сделай еще один очень светлый, почти белый, и проходи им лицо над бровями, на носу, на подбородке и на верху уха. Затем бери беличью острую кисть и чистыми белилами тронь белки глаз, на кончике носа и немножко по возвышенным краям рта, трогай осторожно эти рельефные места. Затем бери немного черной в другой горшочек и той же кистью оконтуривай глаза над белком глаз, сделай ноздри в носу и отверстия внутри ушей. Потом возьми в горшочек немного темной синопии, обрисуй глаза снизу, нос, ресницы, рот, оттени немного верхнюю губу, которая должна быть темней, чем нижняя. Прежде чем обводить контуры, возьми ту же кисть и вердаччио и проходи по волосам, потом той же кистью белилами прорисовывай эти волосы, затем светлой охрой жидко, акварельно покрывай эти волосы обрезной щетинной кистью, как наносил колера тела. Пройди потом той же кистью, найдя границу, темной охрой. Потом острой беличьей кистью светлой охрой с белой санджиованни пройдись по светам у волос, а синопией проходи по контурам и краям прически, как бы делал это с лицом. И для молодого лица достаточно».

Драпировки и все остальное писалось тем же методом, причем каждый из локальных тонов изображаемого расчленялся на небольшое определенное число тонов.

Ченнини, описавший методы фресковой живописи своих современников, говорит в своем трактате, что «всякая живопись, начатая фреской, должна быть закончена темперой». Из этого видно, что художники времен Ченнини еще не вполне совершенно владели техникой фресковой живописи.

Так писали старые мастера первым способом фресковой живописи. В наше время, когда живопись располагает многими новыми красками, среди которых находятся краски, как бы созданные для фрески, например, цинковые белила, методика описываемого способа фрески становится значительно разнообразнее. Здесь можно пользоваться и методами старых мастеров и находить совершенно новые методы, так как цинковые белила намного облегчают фресковую живопись благодаря тому, что мало изменяют тон ее при высыхании и потому позволяют писать фреской даже с палитры, что совершенно немыслимо было для старой итальянской фрески.

Привожу описание одного из подобных методов фресковой живописи, много лет практикуемого мною. По своей сущности он является модернизованным итальянским методом, описание которого приведено раньше.

Живопись тела в этом способе фресковой живописи начинается так же, как у Ченнини, однотонно, для чего пользуются всего тремя красками: черной (жженой костью), зеленой землей и цинковыми белилами, которыми и выполняется моделировка форм тела. Тени при этом прописываются черной краской, полутоны — зеленой землей и самые сильные света — цинковыми белилами. Подмалевок должен вестись контрастно по отношению света и тени с расчетом на дальнейшие лессировки и прописки. По окончании моделировки составляется общий локальный тон тела, который в разжиженном водою виде наносится на однотонный подмалевок его. Тон тела и после этого все же выглядит бледным и холодным и потому в дальнейшей работе постепенно насыщается теплыми тонами, повторным нанесением прозрачных, полупрозрачных и корпусных слоев красок. Тени здесь выдерживаются прозрачными, света же — корпусными, что сообщает особую красоту живописи. Неудачные места в живописи проходятся белилами, и затем живопись возобновляется снова. Общие правила фресковой живописи, изложенные выше, должны, разумеется, применяться и при этом методе живописи. Но не только живопись тела, но и все прочее может выполняться этим же приемом, овладеть которым без особого труда может каждый художник. При использовании всех интенсивный современных красок, каковы красный кадмий, изумрудная зелень и др., получается живопись, не уступающая по цветовой силе темперной живописи.

Законченная живопись должна в сыром виде выглядеть несколько тяжелее тоном, чем следует быть ей после высыхания.

Высыхание живописного слоя при отсутствии света, в темноте, значительно удлиняет срок сушки льняного масла - до 60 суток. Процесс высыхания условно проходит следующие стадии: вначале на поверхности масляной краски образуется тонкая пленка, дающая "отлип" при прикосновении пальцем (стадия "отлипа"); вторая стадия называется высыханием от пыли; она характеризуется тем, что при нажатии пальцем на пленку на ней остается отпечаток; следующая стадия высыхания - когда па пленке не остается отпечатка от пальца, но пленка еще мягкая. Лишь через год наступает та стадия высыхания красочного слоя, когда можно покрывать картину лаком.
Техника живописи различных мастеров Стенная декоративная живопись