Техника живописи Киноварь Искусственный  ультрамарин Слоновая кость

Курс лекций техники живописи

Пастель, по существу, представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессованные пиг­мент, каолин, бланфикс, мел, часов-ярская глина, белая сажа. Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которые в живописи невозможно никакими дру­гими материалами. Пастель очень плохо удерживается на бумаге, даже при незначительных толчках она осыпается, Поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге (например, фильтровальной). Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют фиксативы-закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику.

Воск имеет коэффициент преломления 1,52 и потому в этом отношении близок к смолам. Разумеется, и различные смолы обладают различной проводимостью световых лучей. Так как из опытов видно, что киноварь с копайским бальзамом чернеет сильнее, нежели с другими смолами, то очевидно, что этот последний имеет больший коэффициент преломления, нежели даммар или шеллак.

Киноварь обладает большим удельным весом (8,21), который значительно колеблется в различных сортах краски. Она требует тончайшего измельчения, которое, однако, имеет известный предел. В. Оствальд относит ее к разряду мощных по цвету красок, но теряющих при излишне тонком измельчении часть своей яркости, причем краски становятся светлей и ничего не выигрывают в смысле чистоты тона. Киноварь применяется во всех способах живописи, а также и во фреске, где сохраняет свою способность чернеть на свету, хотя и не чернеет здесь так сильно, как в масляной живописи. Во всяком случае, здесь выгоднее заменять ее красным хромом. Масла берет небольшое количество (около 15—20%), смотря по удельному весу краски, но сохнет медленно.

Киноварь мало ядовита. В последнее время в масляной живописи она часто заменяется красным кадмием, но вследствие своей сравнительной дешевизны она долго еще не потеряет своего значения.

Распознавание. Киноварь очень часто содержит в себе примеси, состоящие из сурика, красного хрома, окиси железа, тертого кирпича, драконовой крови, красного аурипигмента, талька и пр. Худшими примесями нужно считать свинцовые подмеси и аурипигмент, грубейшей фальсификацией — подкраску киновари органическими  красками.

При испытании киновари следует руководствоваться следующими ее свойствами:

в воде и спирту она не растворяется и не окрашивает их;

при накаливании испаряется без остатка;

разведенные щелочи и кислоты на нее не действуют;

в царской водке (смесь 2 вес. ч. соляной кислоты и 1 вес. ч. азотной кислоты)  растворяется без остатка.

Киноварь - экарлат

Ecarlate. Jodquecksilber. Scarlet vermillon.

Яркого цвета краска, средняя по тону между суриком и киноварью. Открыта около 1849 г. Химический состав ее — йодная ртуть.

От действия света разлагается на составные части; сначала желтеет, а потом чернеет, вредя соседним краскам своим иодом. В акварели улетучивается, оставляя пустые места; не может быть смешиваема со свинцовыми белилами.

Минеральная желтая

Минеральный турбит. Jaune minéral. Mineralischer Turpeth.

Краска лимонно-желтого цвета. Состоит из соединения сернортутной соли с окисью ртути.

Чернеет на свету и разлагается в смеси с органическими красками.

Тушь широко применяется при рисовании пером или кистью. Изготовляют тушь из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара, поверхностно-активного вещества - желчи и антисептика. Кроме жидкой, тушь выпускается в виде палочек, но тогда она содержит еще каолин. Главной особенностью туши является глубокий черный цвет, какого не знает акварель. Выпускается также цветная тушь на органических красителях. Цветная тушь может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится трехкратным объемом воды. Так как работа тушью близка к технике работы акварелью, то иногда некоторые художники работают смешанной техникой, соединяя тушь с акварелью и другими материалами, применяемыми в рисунке.
Техника живописи различных мастеров Джорджоне и Тициан