Техника живописи Киноварь Искусственный  ультрамарин Слоновая кость

Курс лекций техники живописи

Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. Итальянские карандаши извести с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие. Для изготовления итальянских карандашей применяется {в массовых частях, везде далее >- м. ч.):

Хромовосвинцовые соединения

Хромы желтые, оранжевые и красные

Jaune de chrome clair, foncé, orange. Chromgelb, Chromorange, Chromrot. Chrom yellow, Chromats of lead.

Желтые хромы принадлежат к ярким по цвету светло-желтым краскам лимонного оттенка; оранжевые хромы близки по тону оранжевому кадмию; красные хромы не уступают по яркости цвета киновари.

Впервые хромы делаются известными в 1797 г.

Хромовые желтые краски в чистом виде состоят из средних хромовосвинцовых солей. Благодаря своему яркому цвету, они выдерживают значительные подмеси, почему часто в торговле встречаются подмешанными хромовокальциевой солью, хромовобариевой, цинковой желтой, тяжелым шпатом, гипсом, мелом, крахмалом, серносвинцовой солью и пр. В позднейшем производстве желтолимонных хромов эти примеси заменяет сернокислый свинец — вещество белого цвета, — который химически входит в состав краски.

Имеется много способов приготовления желтого хрома. Обыкновенный заводской способ заключается в сливании раствора свинцового сахара, подкисленного уксусной кислотой, с теплым раствором хромовокалиевой или двухромовокалиевой соли; образующийся при этом осадок в виде мелкого порошка и представляет тяжелый хром. Оттенок краски всецело зависит от плотности ее; образование же той или иной плотности зависит не только от степени концентрации сливаемых растворов, но даже незначительных деталей производства. Таким образом, получение одного и того же оттенка краски до известной степени затруднительно. Это обстоятельство, с другой стороны, дает возможность иметь большое разнообразие оттенков.

Оранжевый и красный хромы, называемые иногда австрийской киноварью, состоят из безводных хромовосвинцовых солей и получаются обработкой желтого хрома едкими или углекислыми щелочами; в этом случае отщепляется из состава желтого хрома хромовая кислота, и получаются красные краски. Имеются и другие способы приготовления их.

Хромовым желтым, оранжевым и красным краскам присущи все свойства свинцовых красок. Желтые хромы, представляющие свинцовые соли хромовой кислоты, кроме того, подобно всем хромовым солям (см. баритовая желтая), зеленеют на свету, особенно на масле, причем изменение в цвете происходит довольно быстро (в 1—11/2 года).

Наиболее прочными являются оранжевые и красные хромы. Действие сероводорода на хромы слабее, нежели на свинцовые белила; сернистая кислота действует также слабее на желтые хромы, нежели на прочие желтые хромовые (не свинцовые) краски.

Желтый хром применяется во всех способах живописи, за исключением фрески и силикатной живописи; оранжевый хром также; красный хром, имеющий кристаллическое строение, не выдерживает сильного растирания, изменяющего его цвет, и потому находит применение преимущественно в темпере, фреске, настели и силикатной живописи.

Удельный вес желтого хрома — средний (3,9), кроет он на масле хорошо, сохнет быстро, масла берет 25—30%.

Красные хромы значительно тяжелее, хорошо кроют на масле и сохнут с ним быстро, берут его 35—40%. С баритовой желтой и кобальтом дают непрочные смеси.

Распознавание. Желтый хром в разведенной соляной кислоте растворяется на холоде, образуя желтого цвета раствор, на дне которого получается желтый осадок, растворимый в воде или при нагревании раствора. При нагревании растворяется в соляной кислоте совершенно, образуя раствор красновато-желтого цвета, в азотной при тех же условиях — желтого цвета. В уксусной кислоте нерастворим.

В растворе едкого кали растворяется, принимая оранжевый оттенок, переходящий затем в зеленоватый.

Красный хром с соляной кислотой образует красновато-желтый раствор с белым осадком, который растворим в воде (особенно при нагревании). При нагревании растворяется в соляной и азотной кислотах без осадка, образуя раствор интенсивно-желтого цвета (чем отличается от киновари и сурика). С крепкой уксусной кислотой изменяет свой цвет в желтый (отличие от киновари, которая остается при этом без изменения).

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.
Техника живописи различных мастеров Джорджоне и Тициан