Техника живописи Киноварь Искусственный  ультрамарин Слоновая кость

Курс лекций техники живописи

Итальянский карандаш представляет собой один из видов вольных карандашей. Отличительной особенностью его является, глубокий матовый бархатистый черный цвет, легко растушевываемый на бумаге. Итальянский карандаш используют при выполнении портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. Итальянские карандаши извести с XV века. Они бывают твердые, средние и мягкие. Для изготовления итальянских карандашей применяется {в массовых частях, везде далее >- м. ч.):

Зеленая земля

Terre verte naturelle, brûlée, Grünerde, Veroneser Erde. Green earth, terra verde.

Зеленая земля является продуктом естественного распада горных пород, базальтов и мелафиров. Она состоит из кремнезема, глинозема, закиси железа, магнезии, калия и натрия. Элементы эти находятся в краске не в виде механической смеси, а химического соединения. В различных сортах зеленой земли они варьируются в различных пропорциях, что отражается на их оттенках и свойствах.

Краска эта была известна в глубокой древности; она и поныне добывается в различных местах Европы: в Италии, Тироле, Богемии, на Кипре[4]. Из Монте-Бальдо (близ Вероны) получается наиболее красивого оливкового оттенка краска, идущая в продажу под названием веронской земли. Ценными красками являются также кипрская и богемская земли, но они уступают по цвету веронской.

Зеленая земля прочна, применима во всех способах живописи, во фресковой же живописи является особенно ценной, так как, помимо приятного тона, даваемого ею во фреске, она способствует еще лучшему закреплению некоторых красок. На масле сохнет со средней быстротой и берет его до 100%. Богемская земля лучше кроет на масле, нежели веронская; эта последняя относится к лессировочным краскам. Вследствие содержания в своем составе закиси железа порошок зеленой земли при продолжительном хранении с доступом воздуха принимает буроватый оттенок, так как закись железа до некоторой степени переходит в окись его. При обжиге натуральная зеленая земля обращается в коричневую краску, носящую наименование жженой зеленой земли.

В последнее время зеленая земля приобрела большое значение при приготовлении прочных каменноугольных зеленых красок-лаков. Будучи силикатом, она химически соединяется с основными каменноугольными пигментами, которые сами по себе непрочны, и дает более прочные интенсивные краски, устойчивые по отношению к извести и до некоторой степени к свету.

Распознавание. Имитация зеленой земли смесью охры и берлинской лазури узнается при действии щелочей на краску, разрушающих лазурь. Подкрашивание органическими красками узнается пробой спиртом. Присутствие медных красок обнаруживается нашатырным спиртом, с которым они дают раствор голубого цвета.

Умбра

Terre d'ombre naturelle, brûlée. Rohe Umbra, gebrannte Umbra. Raw umber, burnt umber.

Имеется много сортов умбры, оттенки которых до известной степени различны. Характерным цветом для нее является коричневый, средней темноты. Краска эта получила свое название от Умбрии, одной из древних римских провинций, из которой в прежнее время ее получали. Известна была в старину у итальянцев под названием «falzailo». Местами ее нахождения являются многие страны Европы.

По своему химическому составу умбра близка к охрам, но отличается от них большим содержанием гидрата окиси марганца, представляющего главное красящее начало. Хорошие сорта умбры не содержат в себе органических веществ. Лучшим сортом ее считается кипрская умбра.

Умбра прочна во всех отношениях и пригодна во всех способах живописи. Она относится к корпусным краскам, быстро сохнет на масле благодаря содержанию в ней марганцовых соединений, обладающих сушащими свойствами, хотя берет масла большое количество — до 100%.

Умброй пользуются как в сыром виде, так и в жженом; в последнем случае она приобретает красновато-коричневый оттенок и носит название жженой умбры.

Под названием каштановая коричневая и марганцовая коричневая подразумеваются краски, состоящие из смеси водной окиси железа, марганцовых окислов и глины.

Распознавание. При нагревании умбры с соляной кислотой образуется хлор с его характерным запахом. В щелочах умбра остается без изменения.

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.
Техника живописи различных мастеров Джорджоне и Тициан