Книга представляет безусловный интерес для художников-практиков станковой живописи, монументально-декоративной живописи (стенописи), для студентов художественных вузов и учащихся средних учебных заведений, для художников-любителей и широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством.
Олифы
Из веществ, сильно ускоряющих процесс высыхания жирных масел, в старину
были известны лишь свинец и его соединения: глёт, сурик и свинцовые белила.
В наше время, кроме свинцовых соединений, служащих делу и поныне, найден ряд
и других соединений для названной цели, из которых особенно ценными являются
соединения марганца и кобальта. Современная техника приготовления олиф располагает,
таким образом, весьма разнообразным для этой цели материалом, с помощью которого
вырабатываются различные по своим качествам олифы.
Вот перечень наиболее употребительных и наиболее действенных из современных
материалов, число которых весьма велико. Наиболее активными из свинцовых соединений
являются глёт, сурик и уксуснокислый свинец; из марганцовых: перекись марганца
и борнокислый марганец; из предложенных в недавнее время соединений кобальта
— уксуснокислая окись кобальта.
Олифы с помощью названных сушек или, как часто называют их, нерастворимых
сикативов получаются двумя главными способами: 1) обработкой масел непосредственно
металлическими сушками: свинцовыми, марганцовыми и прочими соединениями и
2) обработкой масел специальными препаратами, получаемыми из названных сушек
и носящими название растворимых сикативов. К олифам, получаемым последним
способом, относятся так называемые линолеатные и резинатные олифы.
Олифы первого вида получаются варкой масла при более или менее высокой температуре
со свинцовыми, марганцовыми, кобальтовыми и другими соединениями. Одним из
видов такого рода олиф может служить обыкновенная свинцовая олифа, приготовление
которой сводится к следующему.
Обыкновенная олифа, применяющаяся в малярном деле. Сырое льняное масло без
всяких примесей ставится на огонь и нагревается до тех пор, пока на нем не
перестанет образовываться пена, которую постоянно снимают. Тогда присыпают
к маслу свинцовый глёт, хорошо высушенный (глёт перед этим нагревается в продолжение
часа при температуре в 100—120° Ц). На каждые 100 частей по весу масла берут
7—8 (и менее) весовых частей свинцового глёта. По прибавлении глёта масло
нагревают до 285° в продолжение 3—4 часов, постоянно помешивая. Затем олифа
фильтруется.
Марганцовые олифы получаются варкой масла при более или менее высокой температуре
с перекисью марганца, с борнокислым марганцем и пр.
Марганцовая олифа. В лоскуток тонкой материи (батиста) завертывается 1 г
сухого борнокислого марганца в порошке, и узелок погружают в стеклянный сосуд,
наполненный 500 г масла так, чтобы он был покрыт маслом. После этого сосуд
ставится в теплое место с температурой не менее 40 и не выше 100° Ц. В две
недели масло готово. При нагревании сосуда в «водной бане» до 100° Ц масло
становится готовым скорее. Если же подвергнуть масло варке, то оно будет готово
в 1 час, но получает при этом значительную окраску.
Применяющиеся в позднейшее время в производстве олиф, лаков и т. п. кобальтовые
соединения дают быстро высыхающие олифы (в 4—6 часов). Обыкновенно для приготовления
кобальтовой олифы пользуются уксуснокислой солью окиси кобальта (ацетата кобальта)
— веществом кристаллического строения с красновато-фиолетовой окраской. Приготовление
олифы ведется таким образом.
Кобальтовая олифа. Масло, предназначенное для варки олифы, нагревается до
125 — 180°, после чего в него всыпается понемногу ацетат кобальта, который
предварительно Должен быть обращен в мелкий порошок. Для лучшего растворения
ацетата в масле последнее беспрерывно помешивают. По Растворении кобальтовой
соли олифа готова и подвергается отстаиванию или фильтровке. С течением времени
(по прошествии приблизительно двух недель) она теряет свою окраску и становится
очень светлой. На каждые 100 весовых частей масла берется от 0,25 до 0,3 весовых
частей ацетата.
Химический процесс превращения жирных высыхающих масел при варке их с вышеназванными
металлическими соединениями в олифе в общих чертах заключается в следующем.
Под действием высокой температуры масла в присутствии свинца, марганца и т.
п. частично разлагаются, т. е. омыляются, причем, с одной стороны, образуются
свободные жирные кислоты (между ними муравьиная, масляная, уксусная и др.),
с другой — часть освободившегося глицерина переходит в акролеин — удушливый
газ, образующийся при варке масел (и подгорании жиров вообще). Свободные льняномасляные
жирные кислоты входят в соединение со свинцом, марганцем и другими сушками,
образуя льнянокислый свинец, марганец и пр., которые представляют собой соли
жирных кислот льняного масла (мыла), носящие название линолеатов. При варке
масла лишь небольшая часть его подвергается разложению, большая же часть и
после варки состоит из глицеридов; кроме того, масло содержит в себе небольшое
количество свинца, марганца и т. п., т. е. тех сушек, которые были введены
в дело.
Материалы для темперной живописи
На протяжении многих веков темпера была основным материалом станковой живописи. Слово «темпера» происходит от Латинского «темпераре», что означает «смешивать».
В зависимости от веществ, образующих эмульсию, темпера делится на масляно-казеиновую, яичную, поливинилацетатную, лаково-масляную и другие.
Техника темперы занимает промежуточное место между масляной и клеевой живописью.
Темперу иногда комбинируют с масляными красками, гуашью, акварелью, а также пастелью и углем.