Сеансовый уровень Сетевой уровень Пользовательские процессы и уровни управления в ИВС Прикладной уровень Стек TCP/IP Представительный уровень

Информационно-вычислительные системы и сети

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календири информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Представительный уровень.

Целью представительного уровня является выполнение сервиса, предназначенного для объяснения смысла (значения) данных, передаваемых между прикладными процессами. Представительный уровень дает возможность выбирать из предлагаемого набора те виды сервиса, которые необходимо прикладным процессам в выполнении поставленной перед ними задачи.

Взаимодействие прикладных процессов друг с другом требует также от представительного уровня обеспечения процедур, связанных с передачей между ними данных и команд управления. Необходимо, чтобы последние были переданы и поняты независимо от специфических характеристик взаимодействующих систем и транспортной сети.

Возможны различные виды представления информации. Задачей каждого из них является стандартное описание структуры (форматов) данных и команд, управляющих сервисом. Наиболее часто встречающимися видами представления информации является: виртуальные терминалы, виртуальные файлы и виртуальные задания. Кроме этого, могут существовать и комплексные виды сервиса, например, виртуальные задания с виртуальными файлами.

Рассмотренные виды представления информации обеспечивают прикладным процессам следующий сервис:

· установление сеансов между прикладными процессами;

- обеспечение форм стандартного представления информации;

· выполнение стандартного представления процедур обмена информацией;

·  обеспечение управления процедурами взаимодействия с распределенной транспортной сетью, через которую взаимодействуют прикладные процессы.

Этот сервис включает следующие функции:

1) преобразование форматов данных;

2) преобразование команд;

3) сжатие и расширение информации;

4) засекречивание и рассекречивание информации;

5) селективность (выбор) прикладных процессов;

6) инициализация, поддержание и расторжение сеансов взаимодействия прикладных процессов;

7)  контроль данных;

8) буферизация данных и управление потоками.

Как и следовало ожидать, Security Service построен по «драйверному» принципу – спецификация содержит большое количество IDL-интерфейсов, не задавая существенных ограничений с точки зрения их реализаций. Особенностью Security Service является специфическая «область применения» интерфейсов. Большая их часть не интересует прикладных программистов – она предназначена, в первую очередь, для создателей самой реализации Сервиса Безопасности. Другая группа интерфейсов может использоваться прикладными разработчиками, если это необходимо в том или ином конкретном случае. Третья группа предназначена для обеспечения управления настройками системы на этапе ее функционирования и, следовательно, интересует, в первую очередь, администраторов систем, а также разработчиков утилит и приложений для администраторов.

Полная реализация всех – обязательных и необязательных – интерфейсов CORBA Security Service – является сложной, ресурсоемкой и дорогостоящей задачей. В настоящий момент на рынке присутствуют несколько достаточно полно соответствующих стандарту реализаций Security Service, такие, как ORBAsec компании Adiron, IONA OrbixSecurity, MICOSec от ObjectSecurity (соответствуют Security Level 2 версии 1.7 спецификации Security Service). Компания Borland предлагает расширенную службу обеспечения безопасности – Borland Security Service, сочетающую базовые возможности Security Service CORBA с реализацией безопасности в стандартах Java. Ограниченные реализации последних версий Security Service поставляются для TAO и других некоммерческих реализаций CORBA.

Использование Сервиса Безопасности CORBA само по себе не гарантирует требуемого уровня безопасности в каждом конкретном случае – для решения этой задачи требуется совместные усилия системных администраторов, архитекторов и менеджеров системы на всех этапах ее создания и функционирования, от дизайна до управления в процессе эксплуатации. Например, Сервис Безопасности CORBA предусматривает возможность использования самых разных алгоритмов и технологий шифрования данных, которые обеспечивают различные уровни защиты данных. То же можно сказать и о механизмах выполнения аутентификации пользователей, и о выполнении авторизации при доступе к защищаемым ресурсам.

Рассмотрим типовую схему организации ГИС-технологии, в настоящее время сложился основной набор компонентов, составляющих ГИС. К ним относятся: 1) приобретение и предварительная подготовка данных; 2) ввод и размещение данных; 3) управление данными; 4) манипуляция данными и их анализ; 5) производство конечного продукта. Функциональным назначением данных компонентов является: Приобретение и подготовка исходных данных; включает манипуляции с исходными данными карт - материалами на твердой или бумажной основе, данными дистанционного зондирования, результатами полевых испытаний, текстовыми (табличными) материалами, с архивными данными. Ввод и размещение пространственной и непространственной составляющих данных включает конвертирование информации во внутренние форматы системы и обеспечение структурной и логической совместимости всего множества порождаемых данных. Управление данными предполагает наличие средств оптимальной внутренней организации данных, обеспечивающих эффективный доступ к ним. Функции манипуляции и анализа представлены средствами, предназначенными для содержательной обработки данных в целях обработки и реорганизации данных. С точки зрения пользователя, эти функции являются главными в ГИС-технологиях, потому что позволяют получать новую информацию, необходимую для управления, исследовательских целей, прогнозирования. Производство конечного продукта включает вывод полученных результатов для конечных потребителей ГИС. Эти продукты могут представлять карты, статистические отчеты, различные графики, стандартные формы определенных документов. Кроме этого, каждый картографический объект может иметь атрибутивную информацию, в которой содержится информация, которая не обязательно должна отображаться на карте (например, число жильцов какого-либо дома и их социальный статус).
Информационная технология и информационная система Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Сеансовый уровень управления передачей