Сеансовый уровень Сетевой уровень Пользовательские процессы и уровни управления в ИВС Прикладной уровень Стек TCP/IP Представительный уровень

Информационно-вычислительные системы и сети

База знаний - важнейший элемент экспертной системы, создаваемой на рабочем месте специалиста управления. Она выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки и принятия управленческого решения. Информационные технологии в сфере организационно - экономического управления в настоящее время развиваются по следующим основным направлениям:

Стек TCP/IP

За долгие годы использования в сетях различных стран и организаций стек TCP/IP накопил большое количество протоколов и сервисов прикладного уровня. К ним относятся такие широко используемые протоколы, как протокол копирования файлов FTP, протокол эмуляции терминала telnet, почтовый протокол SMTP, используемый в электронной почте сети Internet и ее российской ветви РЕЛКОМ, гипертекстовые сервисы доступа к удаленной информации, такие как WWW и многие другие. Некоторые из этих протоколов (например, SNMP, DNS) рассмотрены в разделе "Транспортная подсистема", поскольку они тесно связаны с рассматриваемыми в этом разделе вопросами.

Протокол пересылки файлов FTP (File Transfer Protocol) реализует удаленный доступ к файлу. Он может использоваться приложениями и пользователями для передачи файлов по сети. Для того, чтобы обеспечить надежную передачу, FTP использует в качестве транспорта протокол с установлением соединения - TCP. Однако кроме пересылки файлов, протокол FTP предлагает и другие услуги. Так пользователю предоставляется возможность интерактивной работы с удавленной машиной, например, он может распечатать содержимое ее каталогов. Кроме того, FTP позволяет пользователю указывать тип и формат запоминаемых данных. Наконец, FTP выполняет аутентификацию пользователей. Прежде, чем передать требуемый файл, в соответствии с протоколом пользователи должны сообщить свое имя и пароль.

Хотя FTP является наиболее общим протоколом передачи файлов в стеке TCP/IP, он является и самым сложным для программирования. Приложения, которым не требуются все возможности FTP, могут использовать другой, более экономичный протокол - простейший протокол пересылки файлов TFTP (Trivial File Transfer Protocol). Этот протокол реализует только передачу файлов, причем в качестве транспорта используется более простой, чем TCP, протокол без установления соединения - UDP.

Протокол telnet обеспечивает передачу потока байтов между процессами, а также между процессом и терминалом. Наиболее часто этот протокол используется для эмуляции терминала удаленной ЭВМ. Для обеспечения такой передачи в протоколе telnet терминалам предоставляется широкий спектр средств обслуживания.

Стек IРХ/SРХ

На прикладном уровне, а также на представительном и сеансовом уровнях, о которых речь пойдет далее, работают протоколы NCP и SAP. (Протокол SAP рассмотрен в разделе "Транспортная сеть", так как он во многом определяет особенности локальных сетей, использующих стек IPX/SPX.)

Протокол NCP (NetWare Core Protocol) является протоколом взаимодействия сервера NetWare и оболочки рабочей станции. Этот протокол прикладного уровня реализует архитектуру клиент-сервер на верхних уровнях модели OSI. С помощью функций этого протокола рабочая станция производит подключение к серверу, отображает каталоги сервера на локальные буквы дисководов, просматривает файловую систему сервера, копирует удаленные файлы, изменяет их атрибуты и т.п., а также осуществляет удаленную печать на принт-сервере. Протокол NCP является оригинальным протоколом сетей Novell и в других сетях не используется.

Cтeк NetBIOS/SMB

Протокол SMB, соответствующий прикладному и представительному уровням модели OSI. регламентирует взаимодействие рабочей станции с сервером. В функции SMB входят следующие операции:

• Управление сессиями. Создание и разрыв логического канала между рабочей станцией и сетевыми ресурсами файлового сервера.

• Файловый доступ. Рабочая станция может обратиться к файл-серверу с запросами на создание и удаление каталогов, создание, открытие и закрытие файлов, чтение и запись в файлы, переименование и удаление файлов, поиск файлов, получение и установку файловых атрибутов, блокирование записей.

• Сервис печати. Рабочая станция может ставить файлы в очередь для печати на сервере и получать информацию об очереди печати.

• Сервис сообщений. SMB поддерживает простую передачу сообщений со следующими функциями: послать простое сообщение; послать широковещательное сообщение; послать начало блока сообщений; послать текст блока сообщений; послать конец блока сообщений; переслать имя пользователя; отменить пересылку; получить имя машины.

Common Facilities - общие средства

Между объектными сервисами и общими средствами CORBA нет четкой границы. Так, лицензирование вполне могло бы относиться к общим средствам. Чтобы пояснить, что такое общие средства, проще всего перечислить те из них, которые уже включены в стандарт.

USER Interface - представление объектов и сложных документов. Сюда входят средства работы с подсказками, проверка правописания и грамматики, управление рабочим полем (desktop). Система OpenDoc (совместная разработка группы компаний, среди которых и IBM) может служить хорошим примером использования USER Interface.

Information management - моделирование информации, ее сохранение и восстановление, кодирование и перевод, поддержка времени и календаря. System management - управление ORB и CORBA приложениями. Для этой спецификации OMG использовала стандарт X/Open. Task management - контроль выполнения, отслеживание агентов.

Все перечисленные интерфейсы представляют собой горизонтальные средства, общие для всех доменов. Домен в лексике CORBA - отрасль промышленности. Это одно из ключевых понятий, ведь основная задача OMG - объединение именно промышленных приложений. Нетрудно заметить, что промышленные приложения сильно зависят от предмета, который призваны автоматизировать. Поэтому кроме общих горизонтальных средств выделились вертикальные общие средства по доменам. Сейчас они определены по следующим направлениям: телекоммуникация, финансы, производство, медицина, транспорт, электронная коммерция, бизнес-объекты. Этот список постоянно пополняется: выпускаются новые RFP, по ним разрабатываются новые стандарты, которые относятся к Object Services или Common Facilities, к Application или Domain Interfaces.

Basic (Бейсик) Для этого языка имеются и компиляторы, и интерпретаторы, а по популярности он занимает первое место в мире. Он создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. С (Си) Данный язык был создан в лаборатории Bell и первоначально не рассматривался как массовый. Он планировался для замены ассемблера, чтобы иметь возможность создавать столь же эффективные и компактные программы, и в то же время не зависеть от конкретного типа процессора. Си во многом похож на Паскаль и имеет дополнительные средства для прямой работы с памятью (указатели). На этом языке в 70-е годы написано множество прикладных и системных программ и ряд известных операционных систем (Unix). C++ (Си++) Си++ - это объектно-ориентированное расширение языка Си, разработан в 1980 г. В нем реализовано множество новых мощных возможностей, которые позволили резко повысить производительность труда программистов, однако создание сложных и надежных программ требует от разработчиков профессиональной подготовки высокого уровня. Java (Ява) Этот язык был создан компанией Sun в начале 90-х годов на основе Си++. Он призван упростить разработку приложений на основе Си++ путем исключения из него всех низкоуровневых возможностей. Но главная особенность этого языка - компиляция не в машинный код, а в платформно-независимый байт-код (каждая команда занимает один байт). Этот байт-код может выполняться с помощью интерпретатора - виртуальной Java-машины JVM (Java Virtual Machine), версии которой созданы сегодня для любых платформ. Особое внимание в развитии этого языка уделяется двум направлениям: § поддержке всевозможных мобильных устройств и микрокомпьютеров, встраиваемых в бытовую технику (технология Jini); § созданию платформно - независимых программных модулей, способных работать на серверах в глобальных и локальных сетях с различными операционными системами (технология Java Beans). Пока недостаток этого языка - невысокое быстродействие.
Техническими средствами производства информации являются аппаратное, программное и математическое обеспечение процесса. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель
Сеансовый уровень управления передачей